Вход в аккаунт
Забыли пароль?

Ярославль

8 800 700-41-02

Найти

Войти

Меню

Закажите звонок

8(4852)66-40-748 800 700-41-02(звонок по РФ бесплатный)

Задайте вопрос

Абакан
Алатырь
Алексин
Альметьевск
Ангарск
Арзамас
Артем
Архангельск
Астрахань
Ачинск
Балаково
Барнаул
Белгород
Белогорск
Бердск
Березники
Бийск
Благовещенск
Братск
Брянск
Бугуруслан
Бузулук
Великие Луки
Великий Новгород
Верхняя Салда
Владивосток
Волгоград
Волжск
Вологда
Воронеж
Воткинск
Гай
Горно-Алтайск
Данков
Дзержинск
Димитровград
Екатеринбург
Заречный
Зея
Златоуст
Иваново
Ижевск
Иркутск
Ишим
Йошкар-ола
Казань
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Канаш
Кемерово
Киров
Кирово-Чепецк
Комсомольск-на-Амуре
Кондопога
Копейск
Костомукша
Кострома
Краснодар
Краснокаменск
Красноярск
Кузнецк
Курган
Курск
Кызыл
Ливны
Липецк
Магнитогорск
Медвежьегорск
Миасс
Москва
Мурманск
Мценск
Набережные Челны
Нарьян-Мар
Находка
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Нижний Тагил
Николаевск-на-Амуре
Новодвинск
Новозыбков
Новокузнецк
Новокуйбышевск
Новомосковск
Новороссийск
Новосибирск
Новотроицк
Новочебоксарск
Новый Уренгой
Норильск
Ноябрьск
Омск
Орёл
Оренбург
Орск
Пенза
Первоуральск
Пермь
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Прокопьевск
Псков
Райчихинск
Ростов-на-Дону
Рубцовск
Рязань
Салават
Салехард
Самара
Санкт-Петербург
Саранск
Сарапул
Саратов
Свободный
Северодвинск
Северск
Сегежа
Смоленск
Советск
Соликамск
Сортавала
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Сургут
Сызрань
Сыктывкар
Тамбов
Тверь
Тобольск
Тольятти
Томск
Тула
Тында
Тюмень
Улан-Удэ
Ульяновск
Уссурийск
Уфа
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Черняховск
Чита
Шадринск
Шимановск
Шумерля
Щекино
Энгельс
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Я принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на обработку персональных данных

Программа обучения работников по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

Программа обучения работников по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

28.03.24

Вопросы, связанные с ГОЧС, набирают огромную популярность и сегодня актуальны как никогда ранее. Именно поэтому обучение в этом направлении очень востребовано. Поэтому ниже представлена примерная программа обучения по ГО и ЧС, чтобы процесс обучения был максимально комфортным и продуктивным.

Общие вопросы

Для работающего населения создан специальный курс. Он основывается на Положении Министерства РФ по вопросам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Данный документ заблаговременно был утвержден специальным Указом главы государства за номером 868 от 2004 г. Кроме того, во внимание были приняты аспекты, прописанные в постановлении Правительства РФ за номером 841. Данный документ был подписан еще в 2000 г. Еще в расчет было принято собрание законодательства нашей страны. Причем за номерами 28 и 45.

Составление такого образца примерной программы ориентировано на руководство компаний. Причем не имеет принципиального значения то, в каком организационно-правовом поле они функционируют. Также не выступает единственно значимым фактором форма собственности компании. Проект рассчитан на обучение сотрудников. Причем непосредственно по месту работы. Именно этот момент указан в одном из пунктов Положения за номером 841.

Особенности примерной программы заключаются в том, что в ней полностью раскрываются:

  • вопросы организации курсового обучения;
  • порядок его проведения;
  • рекомендуемые итоги, которые можно получить на выходе.

Не менее важно обязательно отразить в таком проекте все умения, необходимые навыки, комплекс знаний в указанной области, которые помогут добиться качественных изменений. Причем для этого учитываются местные условия. Еще в расчет принимаются особенности подготовки, ее уровень среди учеников. Это поможет грамотно рассчитать время, которое нужно затратить на изучение всех аспектов, подготовить их наполнение. Также этот аспект позволяет грамотно выстроить этапность курсов, подобрать оптимальные форматы и инструменты обучения.

Цели и задачи

Любая программа обучения формирований гражданской обороны ставит перед собой определенные цели и задачи, которые планируется реализовать по итогу.

В первую очередь потребуется сформулировать цель. В рамках указанного курса ею выступает возможность существенно повысить готовность работников к грамотным, слаженным и адекватным действиям при возникновении угрозы, которая может возникнуть при военных конфликтах либо в рамках ЧС. Причем речь идет непосредственно о тех опасностях, что возможны в конкретном районе, где этот персонал трудится.

Что касается ключевых задач, то в данном курсе к ним причисляются:

  • определение опасных факторов и источников ЧС, которые присущи именно для этого места;
  • усвоение информации по видам оружия;
  • освоение навыков оказания ПП;
  • знакомство с различными методами защиты от угроз, которые бывают при ЧС и военных действиях;
  • формирование навыков применения СИЗ.

Кроме того, учащиеся изучают алгоритм действий по специальным сигналам, включая хим тревогу, воздушную тревогу, радиационную опасность и т. д. В рамках обучения им приходится осваивать применение всех полученных навыков на практике. Но не менее важно и то, что производится их грамотная подготовка к четкому и грамотному выполнению своих непосредственных трудовых обязанностей в условиях опасности.

Разработанный курс реализуется по определенным принципам. К ним относятся:

  1. Доступность.
  2. Активность.
  3. Наглядность
  4. Сознательность.
  5. Системность и последовательность в методическом плане.

Работа ведется от самого простого к наиболее сложному. Среди прочих принципов обучения стоит отметить грамотное формирование комплекса различных методов, инструментов, форм и техник.

Современная программа обучения работников по гражданской обороне подразделяется на практические занятия и теоретические. Основа, на которой базируется курс, — это лекции. На них руководство занятий использует инновационные подходы к донесению информации. Используются плакаты, видеофильмы, показываются ролики. Поэтому удается самые важные моменты донести легко и понятно.

Что касается практической части, то она выстраивается на основе комплекса подходов и тренировочных мероприятий. Они нужны, чтобы сформировать ключевые практические навыки, поддерживать их и совершенствовать. В первую очередь эти тренировки связаны с применением СИЗ, оказанием ПП и эксплуатацией систем пожаротушения.

Комплексные подходы — это специальные занятия, которые справедливо считаются ключевым типом практики. Ведь они проводятся при создании различных условий. В рамках таких занятий тренировки проводятся для всех по единому алгоритму. Причем не имеет значения, кто и какую должность занимает. Важно научиться в сложившейся ситуации действовать корректно. Поэтому планомерно отрабатываются комплексные действия. Обычно руководитель таких занятий самостоятельно демонстрирует осуществление определенных приемов. При этом сперва показ проводится до отработки, а потом еще и после.

Чтобы тренировки проходили грамотно и продуктивно, к ним привлекаются инструкторы.

Как организуется обучение

Чтобы была грамотно и качественно реализована программа обучения ГОЧС, важно выстроить корректный порядок курса и сформировать оптимальную последовательность обучения с работающими лицами. Такое обучение рекомендуется проводить с интервалом 1 раз в год, основываясь на заранее продуманной программе, а также заблаговременно составленном расписании занятий на 1 год вперед.

Оптимально осуществлять занятия на протяжении всего периода. Но не все сразу, а ежемесячно. Но важно заранее исключить из расписания те месяца, когда работники массово уходят в отпуска. Обучение рекомендуется осуществлять в рабочие часы. Причем в год достаточно всего 12 часов.

Чтобы обучение проходило слаженно и продуктивно, оптимально назначить ответственного за занятия. Для этого руководству потребуется создать приказ. Также нужно сформировать учебные группы. Их наполняемость не должна превышать 25 сотрудников. Причем нужно учесть их должности и специализацию. К занятиям потребуется привлечь:

  • представителей КЧС;
  • руководство;
  • инженерно-техническую группу;
  • представителей ОПБ объектов;
  • сотрудников инстанций, которые официально уполномочены на разрешение задач в сфере ЗНТЧС.

Отдельно потребуется привлекать специалистов для раскрытия вопросов, связанных с оказанием ПП.

Что касается практики, то необходима актуальная теоретическая основа. Она даст возможность корректно понимать и выполнять все необходимые действия, обучиться нужным приемам.

Все процедуры советуется организовывать на спец площадках. Ко всему прочему, допустима их организация в классах. Все те знания, что будут сформированы в рамках реализации теоретической части, в дальнейшем отрабатываются на тренировочных мероприятиях.

Но программа обучения в чрезвычайных ситуациях подразумевает и гарантированность полного качественного освоения курса, что должно обеспечить руководство. Что требуется для этой задачи? На минимум комплексный подход к процессу, который объединяет:

  • изучение флагманского опыта;
  • его обобщение;
  • внедрение;
  • эффективное внедрение учебных аспектов в процесс;
  • использование специальных средств для качественного процесса.

Не менее важно постоянно уделять внимание совершенствованию курса, особенно в области учебно-материальной базы. Отдельно стоит оговориться о систематическом контроле. Он должен вестись не только за подготовкой всех занятий, но и самим ходом реализации программы.

Также нельзя упускать из внимания грамотный подход к составлению самой программы. Ее важно формировать строго с учетом специфики функционирования предприятия. Также нужно принять в расчет особенности обучаемых, уровень их подготовки. Не менее важно оценивать и прочие моменты, при необходимости добавлять корректировки в наполнение курса, адаптировать вопросы и подбирать адекватные часы на их рассмотрение. Но общее количество часов сокращать не нужно. Важно следовать тем правилам, что прописаны в программе.

Другой важный аспект связан с учебным оборудованием. Учебный процесс потребуется обеспечить всеми необходимыми средствами.

Что же касается контроля, то его оптимально осуществлять посредством опроса. Его можно проводить перед занятиями либо непосредственно по ходу мероприятий. Еще не менее важно вести строгую отчетность. В ней можно фиксировать регистрацию не только количества обучающихся, но и качественные показатели. Это позволит грамотно отслеживать:

  • реализацию плана;
  • уровень знаний;
  • показатели умений тех, кто уже прошел обучение.

На основе подобных отчетов можно провести грамотный учет общих итогов всего курсового обучения. Учет может включать систематизацию, сбор, хранение, периодическое обновление сведений. Еще можно проводить анализ сведений, чтобы не только понимать посещаемость, но и их результативность.

Для фиксации учета занятий, понимания выполнения плана, графика, посещаемости оптимально завести специальные журналы. В них же можно фиксировать результаты обучения по каждому отдельному лицу. Такой формат очень удобен. Особенно при условии ведения журнала для каждой отдельной группы. Хранить такие документы советуют на протяжении 12 м. по окончании курса. Что касается формы такой документации, то ее может самостоятельно определять каждая организация.

Процедуры по обеспечению требований безопасности

Требования безопасности представляют собой полноценный набор процедур, которые направлены на:

  • обеспечение безопасности всего персонала;
  • предотвращение травматизма;
  • формирование условий, в которых снаряжение, оборудование, технические варианты и инструменты будут оставаться в сохранности.

В процессе проведения занятий безопасность формируется за счет четкой организации. Также не менее важно строгое соблюдение всех ПБ, выполнение пунктов положений руководящего состава, распоряжений и приказов. Но отдельно стоит отметить применение всех навыков и практических знаний, которые на разных инструктажах и занятиях постоянно проговариваются.

Когда реализуется программ ГО ЧС, руководству занятий обязательно нужно принимать все необходимые меры, которые позволят предотвратить травматизацию персонала. Не менее важно создать и обозначить определенные требования в рамках безопасности. Они должны быть направлены на обращение с оборудованием, применение СИЗ эксплуатацию техники и приборов в процессе проведения мероприятий. Но все эти требования нужно заблаговременно доводить до сотрудников и настаивать на их четком соблюдении.

Перед тем, как начать занятия, руководству нужно самолично убедиться в формировании безопасной среды. Причем все требования по безопасности должны строго исполняться вне зависимости от условий, поставленных задач, материальных средств и численности обучаемых.

Самое пристальное внимание в рамках такого обучения отводится вопросам применения учебно-имитационной базы и СИЗ.

Результаты: рекомендуемый прогресс

Какие же навыки должны получить обучаемые, которые проходят курс? По итогам его завершения они должны знать:

  • поражающие факторы и источники возникновения ЧС, которые свойственны для той точки, где они проживают и работают;
  • виды оружия, в том числе массового поражения;
  • варианты защиты от рисков, которые могут возникнуть при военных ситуациях либо в их результате, при ЧС;
  • собственные обязанности в рамках ГО и ЧС;
  • размещения СИЗ;
  • точки распределения систем пожаротушения, что находятся в учреждении;
  • алгоритм выдачи СИЗ и укрытия;
  • особенности поведения в сооружениях для защиты.

Кроме того, очень важно, чтобы по итогам завершения обучения работники были хорошо знакомы с формированием личной безопасности, особенно там, где собирается единовременно огромное количество народа. Еще они обязаны грамотно действовать на водных площадках, при возникновении очага пожара, на природных объектах, в походе.

К умениям по итогам завершения курса для обучаемых выдвигаются отдельные требования. Какие же навыки они должны освоить? Сотрудники должны уметь:

  • оказывать грамотную ПП;
  • правильно действовать по специальному сигналу о воздушной или хим тревоге, при радиационной опасности или катастрофическом затоплении;
  • грамотно выполнять все действия при прочих опасностях;
  • применять СИЗ;
  • осуществлять сан обработку.

Кроме того, очень важно, чтобы они научились проводить процедуры по различным, хотя бы ключевым методам защиты. Еще от них требуется научиться применять те системы пожаротушения, которые наличествуют в компании, и оказывать ПП.

Примерное содержание тем

Очень обширная тема гражданская оборона, программа обучения поэтому составляется очень тщательно и щепетильно.

Тема 1

Для начала оптимально осветить моменты по факторам поражения, вероятным источникам ЧС, которые могут возникать в области производственных задач компании. Также раскрываются вопросы о различных типах оружия, в том числе о тех, кто относятся к категории массового поражения.

В этой теме рекомендуется раскрыть подпункты, связанные с:

  1. ЧС, что присущи той местности, на которой осуществляется производственная деятельность компании, основные опасности и вероятные последствия, к которым они могут привести.
  2. Объекты, которые можно причислить к потенциально опасным. Причем речь идет о тех пунктах, что находятся во владении компании либо населенного пункта, где она расположена.
  3. Форс-мажорные ситуации, имеющие техногенную сущность, например, во время аварий.
  4. Риски, связанные с военными ситуациями, а также их ключевые особенности. Алгоритм первоочередных шагов персонала при возникновении подобных случаев.
  5. Способы защиты сотрудников.

Также в отдельный подпункт рекомендуется вынести факторы, которые имеют поражающую силу. Причем они должны быть связаны с обычным, химическим, ядерным или биологическим оружием.

Тема 2

Этот аспект необходимо посвятить правилам доведения до персонала сигнала, который оповещает о хим или воздушной тревоге либо радиационной опасности. Также здесь нужно раскрыть особенности поведения при появлении угрозы, связанной с катастрофическим подтоплением и прочими опасностями. В рамках этого блока необходимо рассмотреть вопросы, которые раскрывают:

  1. Алгоритм выполнения оповещений персонала и доведения до сотрудников сигналов о тревоге, угрозах и опасностях различной природы.
  2. Особенности действий, которые обязаны выполнить подчиненные при формировании такого оповещения.

Причем речь идет именно о сигналах, которые лица получили, находясь на рабочих местах.

Тема 3

В этом разделе важно раскрыть основные правила и четкий порядок касаемо применения СИЗ, средств пожаротушения, что подготовлены в компании.

Чтобы у сотрудников не оставалось вопросов, важно детально рассмотреть в рамках обучения следующие моменты:

  1. Применение СИЗ.
  2. Алгоритм их выдачи подчиненным.
  3. Изготовление СИЗ для систем дыхания в подручном режиме, их применение.
  4. Шаги по укрытию в защищенных объектах.
  5. ПБ при размещении на таких объектах.
  6. ТС и первичные варианты пожаротушения. Плюс, их локации. Тонкости применения.

Также обязательно изучаются корректные шаги подчиненных при распространении пожара, аварии, прочих ЧС.

Тема 4

Следующий блок важно посвятить действиям персонала, которые он должен предпринимать при возникновении катастроф, аварий и прочих ЧС, что могут возникать на производственной площадке.

В рамках этого важного раздела необходимо осветить несколько вопросов, которые обеспечат безопасность сотрудников:

  1. Алгоритм действий при каждой конкретной форс-мажорной ситуации.
  2. Порядок эвакуации.
  3. Ее пути.
  4. Профилактика предупреждения возникновения очагов возгорания.
  5. Вопросы требования ПБ.

Еще не менее важно рассмотреть алгоритм выполнения шагов подчиненными при выявлении задымлений и аспектов, связанных с сигналами оповещения о возгорании.

Тема 5

Следующий блок, который нельзя оставить без внимания, касается действий персонала, когда возникает угроза ЧС и конфликтов военного характера. Тут потребуется раскрыть такие моменты:

  1. Грамотное выполнение действий после сигнала, который осуществляется через информационные сообщения.
  2. Шаги персонала после получения данных об обвалах, землетрясениях, лавинах и прочих стихийных бедствиях, а также после таких ситуаций.
  3. Алгоритм действий после получения сигналов о стихийных бедствиях, но метеорологической природы распространения. И по их завершении.
  4. Такие же действия при гидрологических ситуациях.

Еще важно научиться слаженно действовать при распространении пожаров, военных конфликтов. Отдельного внимания заслуживают шаги по активизации защиты объектов от опаснейших элементов в ситуации, когда возникают ЧС, связанные с техногенными причинами. Еще персонал должен уметь совершать правильные манипуляции, когда объявляют об эвакуации.

Тема 6

Отдельный блок в курсе обязательно должен раскрывать аспекты, связанные с оказанием ПП. При изучении данного раздела потребуется детально раскрыть следующие аспекты:

  1. Ключевые моменты оказания такой помощи, если возникли НС.
  2. ПП при ранах и кровотечениях. Варианты их грамотной остановки. Техники создания повязок.
  3. Алгоритм наложения повязок.
  4. ПП при различных повреждениях, включая поражение электротоком, при обмороках, солнечном или тепловом ударе.
  5. ПП при переломах. Варианты качественной и профессиональной поддержки с помощью всевозможных средств. Грамотные техники транспортировки лиц, которые пострадали.

Не менее важно уметь оказывать помощь утопающим, выполнять необходимые мед действия. Причем потребуется знать не только правила и технику подобных процедур, но и уметь применять их в деле.

Тема 7

Серьезные и отрицательные факторы бытовой природы, которые могут создавать риск возникновения опасностей, — еще один важнейший блок обучения. Поэтому персонал должен знать, как корректно действовать при их обнаружении.

Чтобы не оставалось вопросов и сложностей у подчиненных, им важно познакомиться с несколькими ключевыми аспектами:

  1. Варианты бытовых отрицательных и опасных моментов.
  2. Способы их корректного предупреждения.
  3. Правила действия при укусах, отравлениях в быту.
  4. Алгоритм поступков для формирования личной системы безопасности на участках, где наблюдается массовое скопление населения.

Еще потребуется отдельно раскрывать вопросы корректного, адекватного поведения в походах, на воде, на природных объектах. Не менее важно грамотно разъяснить способы, которые помогут эффективно преодолеть панику, упаднические настроения и истерики, если возникла ЧС.

Учебно-материальная база

Чтобы обучение прошло эффективно и продуктивно, для этого понадобится создать соответствующие условия. Для оптимальной реализации курсовой программы на базе организации, где планируется проводить обучение, потребуется собрать:

  • набор средств для формирования качественного процесса обучения в сфере ГО и ЧС в один уголок. Речь идет о численности персонала не более 200 человек;
  • инструменты, оборудование, ПК, ИТС, аудиовизуальные средства, УНС;
  • аппаратно-программные средства;
  • информационные ресурсы;
  • электронные и печатные изделия.

Еще нужны дополнительные материальные объекты, которые позволят сделать образовательный комплекс более продуктивным и действенным.

Что касается уголка, о котором речь шла выше, то в нем обязательно потребуется разместить стенд с информационно-справочными материалами. Они необходимы для пропаганды знаний, а также послужат удобным вариантом информирования сотрудников по вопросам эффективной защиты персонала от различных типов опасности.

Учебный кабинет послужит еще одним участком для организации реализации программы. Такое помещение должно быть полностью укомплектовано не только специальными средствами, направленными на обеспечение условий в рамках проведения учебных занятий. Кроме того, потребуется оснастить помещение мебелью.

Учебная площадка — другой вариант. Он должен быть специально оборудован всеми необходимыми средствами, которые позволят качественно проводить практические занятия и отрабатывать навыки.

Отдельно потребуется организовать мероприятия по обеспечению средствами, направленными на формирование оптимальных условий для занятий по ГО и ЧС.

Не менее важно позаботиться о формировании нормативно-правовой базы для грамотного и качественного проведения курсового обучения в области ГОЧС. Для этого потребуется организовать наличие Конституции. Не менее важно наличие ФЗ за номером 68.

Отдельно руководству организации обеспечить наличие ФЗ за номером 28 и 69.

Помимо перечисленных документов, еще необходимо иметь постановление Правительства за номером 794, действующее с 2003 г. И такая же бумага, только за номером 547. Но поскольку последний из перечисленных документов недавно утратил свою силу, его рекомендуется заменить на Постановление за номером 1485, так как именно оно было принято взамен предыдущего варианта.

Не менее важно обеспечить наличие Постановления Правительства за номером 841, в котором прописаны основные положения о том, как грамотно подготовить население в сфере ГО.

Что касается учебно-методической и информационной подготовки к курсу, то здесь потребуется обеспечить наличие всех УМП. Речь идет о тех вариантах, что объединяют материалы, направленные на успешную реализацию обучения всем аспектам, перечисленным в программе. Они чаще всего представлены в печатном формате. Но также это могут быть тематические ролики, электронные разработки.

И последнее, что важно заблаговременно подготовить для проведения обучения, — материально-техническая база. Она включает в себя ПК, на которые предварительно загружены и установлены все необходимые программы. Еще потребуется экран, мультимедийный проектор или интерактивная доска.

Также необходимы плакаты, роботы-тренажеры, манекены, на которых можно отрабатывать приемы по оказанию ПП, презентации с лекциями и макеты для того, чтобы обучающиеся могли наглядно представить сооружения, системы оповещения и связи. Отдельно стоит подготовить оборудование для того, чтобы проводить АСДНР.

На основании всех перечисленных моментов и важнейших аспектов предлагается сформировать качественный и адекватный учебно-тематический план в виде таблицы, по которому будет комфортно вести курсовое обучение.


Напишите нам
Абакан
Алатырь
Алексин
Альметьевск
Ангарск
Арзамас
Артем
Архангельск
Астрахань
Ачинск
Балаково
Барнаул
Белгород
Белогорск
Бердск
Березники
Бийск
Благовещенск
Братск
Брянск
Бугуруслан
Бузулук
Великие Луки
Великий Новгород
Верхняя Салда
Владивосток
Волгоград
Волжск
Вологда
Воронеж
Воткинск
Гай
Горно-Алтайск
Данков
Дзержинск
Димитровград
Екатеринбург
Заречный
Зея
Златоуст
Иваново
Ижевск
Иркутск
Ишим
Йошкар-ола
Казань
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Канаш
Кемерово
Киров
Кирово-Чепецк
Комсомольск-на-Амуре
Кондопога
Копейск
Костомукша
Кострома
Краснодар
Краснокаменск
Красноярск
Кузнецк
Курган
Курск
Кызыл
Ливны
Липецк
Магнитогорск
Медвежьегорск
Миасс
Москва
Мурманск
Мценск
Набережные Челны
Нарьян-Мар
Находка
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Нижний Тагил
Николаевск-на-Амуре
Новодвинск
Новозыбков
Новокузнецк
Новокуйбышевск
Новомосковск
Новороссийск
Новосибирск
Новотроицк
Новочебоксарск
Новый Уренгой
Норильск
Ноябрьск
Омск
Орёл
Оренбург
Орск
Пенза
Первоуральск
Пермь
Петрозаводск
Петропавловск-Камчатский
Прокопьевск
Псков
Райчихинск
Ростов-на-Дону
Рубцовск
Рязань
Салават
Салехард
Самара
Санкт-Петербург
Саранск
Сарапул
Саратов
Свободный
Северодвинск
Северск
Сегежа
Смоленск
Советск
Соликамск
Сортавала
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Сургут
Сызрань
Сыктывкар
Тамбов
Тверь
Тобольск
Тольятти
Томск
Тула
Тында
Тюмень
Улан-Удэ
Ульяновск
Уссурийск
Уфа
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Черняховск
Чита
Шадринск
Шимановск
Шумерля
Щекино
Энгельс
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Оставить
отзыв